Научная статья на тему 'Тувинские шахматы в камнерезном искусстве малых форм'

Тувинские шахматы в камнерезном искусстве малых форм Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
752
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМНЕРЕЗНОЕ ИСКУССТВО / ШАХМАТЫ / ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ / ШАХМАТНАЯ ИГРА / ИКОНОГРАФИЯ / АГАЛЬМАТОЛИТ / STONE-CARVING ARTS / CHESS / CHESS SET / ICONOGRAPHY / LARD STONE / GREEN MARBLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иргит Айлана Кадыр-ооловна

В статье рассматриваются шахматы в камнерезном искусстве малых форм Тувы, хранящиеся в фондах тувинского музея. Исследована иконография, основные приемы и формы миниатюрной резной фигурной пластики. В камнерезном искусстве создание шахматных ансамблей раскрывает бесконечное богатство творческих индивидуальностей мастеров Т.К. Хертек и ДХ. Дойбухаа, их уникальных шахмат. На современном этапе при изготовлении комплектов тувинских шахмат народные мастера стали предпочитать традиционные материалы -агальматолит и серпентинит. Камнерезы достигли уникального совершенства и больших художественных высот, развивая сложившиеся ранее традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUVINIAN CHESS SETS IN THE STONE-CARVING MINOR ARTS

The article regards the chess sets in the stone-carving minor arts of Tuva, housing in the Tuvinian museum holdings. The author examines the iconography and the basic techniques and forms of miniature plastic figure arts. In stone-carving arts the designing a chess set exposes the endless exuberance of creative manner of such masters as T.K. Khertek and D.Kh. Doibukhaa and their unique chessmen. In recent times Tuvinian chess craftsmen prefer hereditary materials like lard stone and green marble, and they have achieved perfect artistic skills developing customary traditions.

Текст научной работы на тему «Тувинские шахматы в камнерезном искусстве малых форм»

УДК 745.5 Иргит Айлана Кадыр-ооловна

аспирант кафедры истории мировой художественной литературы Красноярского государственного художественного института тел.: (391) 227-11-52

ТУВИНСКИЕ ШАХМАТЫ В КАМНЕРЕЗНОМ ИСКУССТВЕ МАЛЫХ ФОРМ

Irgit Ailana Kadyr-oolovna

PhD student of the World Literature History Department, Krasnoyarsk State University of Arts tel.: (391) 227-11-52

TUVINIAN CHESS SETS IN THE STONE-CARVING MINOR ARTS

Аннотация:

В статье рассматриваются шахматы в камнерезном искусстве малых форм Тувы, хранящиеся в фондах тувинского музея. Исследована иконография, основные приемы и формы миниатюрной резной фигурной пластики. В камнерезном искусстве создание шахматных ансамблей раскрывает бесконечное богатство творческих индивидуальностей мастеров Т.К. Хертек и ДХ. Дойбухаа, их уникальных шахмат.

На современном этапе при изготовлении комплектов тувинских шахмат народные мастера стали предпочитать традиционные материалы -агальматолит и серпентинит. Камнерезы достигли уникального совершенства и больших художественных высот, развивая сложившиеся ранее традиции.

Ключевые слова:

камнерезное искусство, шахматы, шахматные фигуры, шахматная игра, иконография, агальматолит.

The summary:

The article regards the chess sets in the stone-carving minor arts of Tuva, housing in the Tuvinian museum holdings. The author examines the iconography and the basic techniques and forms of miniature plastic figure arts. In stone-carving arts the designing a chess set exposes the endless exuberance of creative manner of such masters as T.K. Khertek and D.Kh. Doibu-khaa and their unique chessmen.

In recent times Tuvinian chess craftsmen prefer hereditary materials like lard stone and green marble, and they have achieved perfect artistic skills developing customary traditions.

Keywords:

stone-carving arts, chess, chess set, iconography, lard stone, green marble.

Шахматы внесли немало нового в камнерезном искусстве тувинцев. Тувинцы - прекрасные знатоки животных. Вот поэтому, в мир шахматных фигур перенесли окружающих их с детства привычный мир, такой близкий и понятный каждому скотоводу - это верблюд, конь, собака. При этом шахматные фигуры, как правило, не повторяют друг друга. Каждая из них творческая находка мастера, отличающаяся реалистической трактовкой образа, яркой выразительностью, подчеркнутой динамикой, тонкой проработкой. Многие поколения безымянных мастеров, резчиков по кости, дереву и камню, нередко вкладывали в создание шахматных фигур весь свой талант, превращая эти фигуры в подлинные произведения искусства.

Мастера по-своему осмысляли и образы шахматных фигур. Позднее, примерно в XIX в. мастера по-своему оформляли фигуры короля в виде тувинского нояна, ладью - орнаментом «узел счастья» (олчей-удазын), ферзь - верблюдом, коня - оседланным тувинским седлом коня. Миниатюрные каменные шахматные фигуры (за исключением пешек) мастера нередко делали очень тщательно, кропотливо прорабатывая мелкие детали. Хотя отдельные фигуры имели более или менее традиционную трактовку, но обычно работа хорошего мастера отличалась известным своеобразием. Помимо камня для изготовления шахмат использовали также деревянную резьбу и металлическое литье. В ряде центральных и сибирских музеев хранятся коллекции тувинских шахмат, выполненных в XIX - начале XX в. Величина шахматных фигур редко превышает 3-4 см. Сделанные искусными мастерами из камня, дерева и металла, эти произведения народного искусства подчас обладают истинной правдивостью и пластической выразительностью.

На развитие в тувинской среде мелкой пластики, несомненно, сказалась давняя любовь здесь к шахматной игре, что вызывало повышенный спрос на шахматы, изготовлявшиеся обычно особыми мастерами - резчиками и литейщиками. Популярность шахмат у тувинцев неоднократно отмечалась свидетелями тувинского быта. Так, Грумм-Гржимайло, много путешествовавший по Центральной Азии, писал, что среди кочевников шахматная игра нигде не пользуется таким распространением, как у тувинцев [1, т. 1, с. 85].

Значительную долю изделий резчиков составляют предметы декоративно-прикладного назначения, прежде всего популярные шахматы с их специфической восточной иконографией («арзылан» - ферзь), наиболее часто попадается изображение «арзылана», который с настоящим львом (правда, в Туве не встречающимся) имеет мало общего. Представления об «арзы-лане» издавна проникли в Туву из Китая и смешались с напластованиями вымысла, легендами, религиозными мифами. В пластической трактовке «арзыланов» и их декоративной орнаментации тувинские мастера особенно щедры на выдумку. При общности иконографии, традиций, основных приемов и форм миниатюрной резной фигурной пластики в этом искусстве раскрывается бесконечное богатство творческих индивидуальностей мастеров.

В настоящее время в фондах тувинского музея хранятся более 54 шахматных наборов. Из них 34 полных комплекта шахмат из камня (агальматолита), 9 комплектов из металла (литья из бронзы), 8 комплектов из дерева и 3 комплекта из кости (рога). Всего 1944 произведений миниатюрных шахматных скульптур. Представлены работы Х.К. Тойбухаа, Х.С. Мижит-Доржу, Б.С. Байынды, Б. С. Дупчур, К.М. Саая, Д.Х. Дойбухаа.

Настоящими произведениями искусства являются шахматные фигуры из кости (рога), сделанные в 1962 г. заслуженным художником РСФСР мастером по камнерезному искусству Хертек Коштаевичем Тойбухаа (1917-1981). Сильной стороной в реалистической манере резьбы X. Тойбухаа является особенная тонкость моделировки, изящество композиции и графическая выразительность рисунка, строгая чистота линии. В миниатюрных фигурах шахматных королей поражает строгая точность и чистота рисунка лица, разреза глаз, линии губ. Шахматная фигурка белого короля (ноян) представляет собой скульптурное изображение мужчины (3,3х1,4х1,8), сидящего на прямоугольной подставке. Корпус чуть наклонен вперед. Через левую ногу перекинута правая нога. Сомкнутые вместе кисти рук лежат на колене правой ноги. Локти отведены в стороны. Мужчина одет по военному образцу - рубашка с воротником перехвачена ремнем, на ногах сапоги, на голове шапка с козырьком, шишечкой (дошка) вверху и широким ободком. Цвет фигуры матовый оттенка воскового (КП 3982/1) .

Фигура ферзя (мерзе) изображена в виде собаки (2,5х1,8х0,8), стоящей на прямоугольной подставке. Морда собаки поднята вверх, рот закрыт, уши маленькие, хвост длинный, тонкий, лежит на спине и свисает на левый бок. Передние ноги прямые, задние ноги полусогнутые, собака как бы присела на них. Фигурка и подставка составляют единый комплекс (КП 3982/2).

Фигурка белого коня (аът) изображает стоящего в спокойной позе коня (3,2х3,0х1,2). Передние и задние ноги коня покорно сомкнуты, шея вытянута вперед и вверх. Голова коня спокойно опушена вниз, уши подняты, хвост опушен вниз, рельефно выделяясь, он по всей длине примыкает к задним ногам, спускаясь до подставки. Фигурка имеет желтоватый матовый цвет с восковым оттенком (КП 3982/3).

Фигурка в виде двугорбого верблюда (теве) на прямоугольной подставке (2,5х2,5х1,6). Верблюд изображен в спокойной, горделивой позе, голова поднята, морда вытянута вперед. Передний горб наклонен влево, задний - вправо, хвост опушен. Цвет фигуры желтоватый (КП 3982/5).

Фигурка ладья (терге-повозка) выполнена в виде орнамента «узел счастья» - (олчей уда-зыны) на подставке (2,8х1,9х0,7), которая имеет пирамидальную форму, орнамент выделен резной линией с лицевой и обратной стороны. Резная линия проходит ближе к внутреннему краю ленты. Фигурка и подставка составляют одно целое, имено желтоватый цвет (КП 3982/7).

Король (ноян) шахматная фигурка (размер 3,5х1,5х1,4) представляет собой скульптурное изображение мужчины - тувинского чиновника, одетого в национальную одежду (тыва тон) с правым запахом, со стоячим воротником, и широкими обшлагами на рукавах. Тон подпоясан широким поясом. На голове шапка с расширяющимися вверх полями, конической тульей, чинзе на верху и длинной лентой сзади. Ноян сидит на подставке прямоугольной формы. Ноги покрыты халатом, кисти рук лежат на коленях (КП 3982/15).

Фигурка пешки представляет собой скульптурное изображение уточки (размер 1,7х1,7х07). Уточка изображена в спокойной позе; она как бы плывет по воде, сложив крылья и откинув чуть назад голову. Шея изящно изогнута, клюв направлен прямо вперед. Нижняя линия клюва параллельна плоскости подставки. Корпус уточки и прямоугольная подставка составляют одно целое. Фигурка имеет серо-коричневый цвет (КП 3982/17). (КП 3982/1-36, шахматная доска отсутствует; желтой, черной кости, резьба, 1971).

Следует отметить, что в музейных коллекциях сохранилось очень много полных шахматных комплектов из агальматолита, все фигуры которых были изготовлены разными мастерами. Особенно следует отметить шахматный набор Дондук Хертековича Дойбухаа - заслуженного художника России, Лауреата Государственной премии России, Лауреат Государственной премии Тувы, Лауреат премии Ленинского комсомола Тувы. В его шахматных скульптурах продуман каждый штрих, каждая линия декоративной отделки, исполненные с тонким чувством меры

и глубоким пониманием возможностей материала. Шахматная фигурка король (белый ноян) -тувинский чиновник изображен сидящим, скрестив ноги, на подставке (3,7х2,2х2). Он одет в тувинский национальный тон, рукава с отворотами «уштук». Тон опоясан кушаком. На голове национальная шапка со скрещенными линиями, сзади шапки одна широкая лента «маак». Руки мужчины лежат на коленях. По его позе и по выражению лица мастер подчеркивает его важность, гордость. По краям подставки ромбовидные узоры. Подставка и фигурка составляют единый комплекс. Камень имеет светло-серый цвет (КП 9456/1).

Фигурка короля (черный ноян) (3,8х2,2х2) - простой арат изображен сидящим на одной ноге, другая выставлена чуть вперед. На нем традиционный тувинский национальный тон, опоясанный кушаком. На голове шапка с верхушкой «дошка» с одной лентой сзади «маактыг борт». По краям шапки скрещенные линии. Обут в тувинскую национальную обувь с загнутым носком «шиш идык». Обе кисти рук мужчины находится на коленях. Его голова чуть вытянута вперед. Тонкой резьбой переданы детально черты лица: широкий подбородок, рот, скулы, небольшие узкие глаза, брови. По выражению лица и по позе, автор подчеркивает его лукавость и хитрость, он как бы подразнивает своего противника. Тонкой резьбой переданы также национальные пуговицы на тон, и швы на национальных сапогах (КП 9456/2).

Фигурка мифического льва представляет ферзя «мерзе» (2,7х2,5х1,4). Лев стоит на прямоугольной подставке, передние и задние ноги чуть согнуты. Автором подчеркнут его свирепый вид. Большая голова приподнята, уши стоячие. Глаза широко раскрыты, вместо зрачков выемки. Нос круглый, расположен выше темени. Пасть раскрыта - передние зубы оскалены. Длинная шерсть вокруг шеи показана рельефными линиями. Пушистый хвост поднят, стоит столбом. Направление шерсти хвоста показано плавными рельефными линиями. Камень желтокоричневого цвета. Тонкими бороздками показаны контуры глаз. Рельефной резьбой переданы раздвоенные копыта, пушистый хвост, уши, длинные пряди шерсти, ноздри, складки кожи на шее (КП 9456 /3).

Фигурка коня «аът» (2,8х2,5х1,2): конь стоит на прямоугольной подставке, голова приподнята и повернута в левую сторону. Рельефными линиями показана длинная грива, спускающаяся вниз. Рельефной резьбой выделены объемы таких частей, как грива, челка, хвост, копыта, уши, рот. Тонкими штриховыми бороздками показаны отдельные пряди длинных волос в гриве, челке, хвосте. Камень желто-коричневого цвета (КП 9456/4).

Фигурка верблюда «теве» (2,5х2,5х1,3): Двугорбый верблюд стоит на прямоугольной подставке. Его голова приподнята и повернута в левую сторону. Рельефной резьбой трактованы подчеркнутые объемы длинной шерсти на шее, темени, передних ногах, а также уши, глаза, (в форме овалов с заостренными концами), рот, ноздри (в форме запятой или округлого заостряющегося завитка). Уши имеют внешний контур в виде заостряющегося овала и внутренний контур в форме сердцевидной фигуры. Тонкими, штриховыми бороздками показаны пряди длинной шерсти (КП 9456/5).

Фигурка ладьи «терге» (2,3х2,0х1,2): фигурка ладьи изображена в виде несложного орнамента «узел счастья» - «олчей удазыны». Углы заостренны, с двух сторон орнамента проведены рельефные линии. Подставка имеет прямоугольную форму. На покатой части подставки изображены скрещенные линии, имитирующие оформление стены юрты. Камень имеет светлосерый цвет (КП 9456/6).

Фигурка пешки «оол» (1,7х1,5х1,2): фигурка пешки показана в виде мифического животного «арзылана», стоящего на чуть согнутых ногах. Автором подчеркнут его свирепый вид. Большая голова приподнята, глаза широко раскрыты, зрачки обозначены выемками. Нос круглый, расположен выше темени. Пасть арзылана раскрыта, зубы оскалены. Длинная шерсть вокруг шеи показана рельефными линиями. Пушистый хвост поднят, стоит столбом, направление шерсти хвоста показано плавными рельефными линиями. Тонкими бороздками показаны контуры глаз. Рельефной резьбой переданы раздвоенные копыта, пушистый хвост, уши, длинные пряди шерсти, ноздри, складки кожи на шее. Камень желто-коричневого цвета (КП 9456 /7).

Шахматные фигурки Д.Х. Дойбухаа изготовлены вместе с небольшой шахматной доской, опирающейся на четыре изогнутые в виде завитка каменные ножки. Шахматная доска вырезана из прямоугольной каменной (агальматолит) плиты, затем обработана, отшлифована. На ней разлиновано шахматное поле, состоящее из 64 квадратов, которые соответственно, белым и черным полям, заштрихованы тонкими бороздками.

Все шахматные фигуры из агальматолита народные мастера вырезают из специально подобранных по цвету и размерам кусков камня. Пластическая обработка и моделировка шахматных фигур у каждого тувинского камнереза - своя, индивидуальная манера, которую можно отличить от другого мастера.

На современном этапе развития изобразительного искусства Тувы резьбе по камню уделяется большое внимание. В частности, камнерезы стали больше получать социальнотворческие заказы на изготовление шахмат, в качестве сувенирной продукции и на смотры народно-художественных промыслов. Также они изготавливают комплекты тувинских шахмат на продажу в салоны художественной продукции города Кызыла и Республики Тыва. В комплект входит шахматные фигуры и шахматный столик с внутренними ящичками для складывания фигурок. Нижнюю часть столика украшают четыре ножки, изогнутые в виде завитка. Чаще всего столик изготовлен на деревянной основе и украшен резными вставками из агальматолита.

Реже, чем в старые времена, партии шахмат стали изготавливать из кости и рога, в виду их трудоемкой обработки и моделировки. Народные мастера Республики Тыва чаще всего изготавливают национальные шахматы (шыдыраа) из уже ставшего традиционным материала -агальматолита и серпентинита. В изготовлении тувинских шахмат наши камнерезы достигли уникального совершенства и больших художественных высот.

Ссылки: References (transliterated):

1. Грум-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урян- 1. Grum-Grzhimaylo G.E. Zapadnaya Mongoliya i хайский край. Л., 1926. Вып. 1. Uryankhayskiy kray. L., 1926. Issue 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.